Что есть мир? Когда мы говорим о наличии «внутреннего мира» и «внешнего», этот вопрос робко, но правомерно встает. Лично у меня возникает когнитивный диссонанс, когда я слышу о таком разделении. И хотя подобный подход правомерен, тем не менее не соответствует моему мироощущению.
Сопоставление «внутреннего» и «внешнего» миров предполагает наличие двух миров, между которыми пролегает некая линия, разделительная полоса. Но так ли это? Разве мир не один и разве он не един? Когда я пишу эти строки, разве я не излагаю свои мысли, которые, как можно было бы предположить, принадлежат только мне внутреннему? Но нет, – как бы глубоки и интимны ни были мои мысли, они проявлены во внешних объектах. Я вижу свои размышления в форме текста на экране ноутбука. Вы, мой читатель, сталкиваетесь с ними в статье. Более того, вряд ли вы проговариваете этот текст вслух. С большой степенью вероятности вы читаете его про себя. То есть то, что можно было бы изначально обозначить как «мое нутро», теперь стало достоянием ваших размышлений. Возможно, вы даже испытываете эмоции в отношении этих мыслей, что знаменует еще большее стирание границ между мной и вами. Происходящее есть во мне, и не во мне, в вас, и не в вас одновременно. Это событие между мной и вами вне внутреннего или внешнего. Оно достояние того, частью чего являюсь и я, и вы. Любая наша мысль или переживание связаны с неподконтрольными нам объектами. Совокупность всех этих связей формирует нечто единое, общее и взаимосвязанное. Мир – это и есть такая великая, многообразная, сложная и многоуровневая совокупность связей.
Возможно, на этом можно было бы и остановиться, но после сказанного необходимо озадачиться еще одним вопросом. Как же так получается, что мир един и включает в себя и меня, и вас, но эмоциональная реакция на один и тот же объект у всех разная? Ведь видя один и тот же предмет или читая один и тот же текст, каждый из нас эмоционально реагирует на него иначе, чем другой. Более того, один и тот же объект может у двух разных людей вызывать диаметрально противоположные сильные чувства. Как так выходит, что один смотрит на военные события в Украине и агрессирует, другой сокрушается, третий торжествует, а четвертый – испытывает вину? Причина в уже имеющейся паутине связей, которые проложены в нашем мировоззрении. От связи между такими понятиями как родина, нация, враг, страна, Я, Европа, Азия, Восток, Украина, ... и множеством других зависит наша реакция, идущая изнутри и обращенная вовне.
Иногда связи между объектами иллюзорны, иногда ошибочны. Зачастую эти связи проложены вообще не нами, а индуцированы культурой через родителей, ТВ, книги, Ютуб... В некоторых редких случаях эти связи выстроены нами лично через осмысление взглядов, действий, событий того, с чем мы сталкиваемся. Это происходит нечасто, поскольку требует усилий, времени, упорства, ответственности, смелости в мышлении по-новому. Но для этого необходимо не так много: переопределить слова, которыми мы пользуемся, дать новые интерпретации объектам, нас сформировавшим; найти людей, которые мыслят иначе, чем мы. Следует отыскать противоречия в своем мышлении. Надлежит регулярно переосмыслять имеющиеся истины, на которые невольно полагаешься, и действовать согласно новым взглядам.
Собирание мира воедино из мелких осколков идей древних мыслителей, несвязанных рудиментов верований старых религий и разобщенных щепок давних представлений предыдущих поколений – необходимая задача современного практикующего. «Расколдовывая» и критично апробируя себя о реальность, мы стираем грань между внутренним и внешним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий