Продолжаю сопоставлять представления об атмане у разных древних индийских мыслителей. После знакомства с моим любимчиком Уддалака Аруни и его пониманием атмана как оживляющей силы хочется перейти к другому "мастодонту" индийской мысли – Яджнявалкье.
С его харизматичной личностью я уже знакомил ранее: у него две жены, он ест мясо, учит йоге; он смел как с учеником, так и с царём Джанакой; спорит с брахманами и открыто заявляет, что мудрее их. Яджнявалкья оказал огромное влияние на развитие индийской мысли, но сегодня больше – о его взглядах на категорию "атман".
Его соображения изложены в самой древней из дошедших упанишад – в Брихадараньяке, в посвящённом ему разделе – "Яджнявалкьяканда". Всё начинается с того, что Яджнявалкья забирает царский приз, назначенный самому мудрому из собравшихся при дворе мудрецов. Отвечая на адресованные ему вопросы, он поясняет многие свои взгляды, в том числе и касающиеся категории "атман". Для знакомства с ними достаточно ознакомиться с главой 6.7. Новизна взглядов Яджнявалкьи состоит в том, что он: 1) видит атмана как внутреннего управителя, 2) воспринимает его как непознаваемого, но при этом 3) познающего. Вот, например, две вдохновляющие цитаты:
• В разговоре со вдумчивой женой он спрашивает: "Как сможет [человек] о [Майтрейи], познать познающего?" (4.5.15, пер. А.Я.Сыркина).
• Своему учителю, Уддалака Аруни, в обсуждении он сообщает: "…это твой Атман, внутренний правитель, бессмертный. Невидимый, он видит, неслышимый – слышит, немыслимый – мыслит, непознаваемый – познаёт" (3.7.23).
Своими утверждениями и вопросами Яджнявалкья задает новый поворот в ходе индийской мысли. Его "атман" управляет всеми чувственными и познавательными функциями, но при этом недостижим ни чувственно, ни когнитивно. Позже эти идеи прорастут в санкхью, а затем и в йогу.
Телеграм-канал: @YogaDiscourse
Комментариев нет:
Отправить комментарий