В философии значимую роль традиционно уделяют первым греческим мыслителям: Фалесу, Гераклиту, Эмпедоклу... Концепции же первых философов Индии все еще остаются за пределами взора западного мейнстрима. Традиционно им уделяется мало внимания, если уделяется вообще.)) "Страна должна знать своих героев", – подумал я, и решил привести в пример брахмана Яджнявалкью [~VIII до н.э.].
Его авторству принадлежит мантра "нети-нети" (не то, не то), через которую он определяет атмана как непостижимого, неразрушимого, несвязанного, неколеблющегося... Таким образом его можно считать отцом апофатического богословия.
Сновидение является проекцией внутреннего бессмертного атмана. Атман может сам его создать и разрушить, "ведь он - творец", формулирует Яджнявалкья (греческие философы так и не вышли за пределы пассивной роли спящего во время сно-видения, которое показывает себя человеку).
Наш герой учил и йоге. В Мокшадхарме есть раздел, посвященный его учению. Помимо техник дыхания, однонаправленности ума, собирания чувств воедино и размышления (дхьяны), он ставит сложные вопросы о том, что такое знание, предмет знаний, незнающий, знающий, солнце, наука, не-наука...
Помимо ряда интересных мыслей, он выделяется и харизматичным поведением. В "Брихадараньяка-упанишаде" (БрУ) он смело иллюстрирует свою ученость, остро обходит в споре остальных и дерзко забирает царский приз у возмущенных брахманов. В "Шатапатха-брахмане", вопреки первым отголоскам вегетарианской этики, он открыто сообщает, что говядину вкушать он будет, ибо это нежное мясо. Он эзотерик - когда Артабхага спрашивает его о карме, тот уводит его за руку в сторону от людей, сообщая, что это знание не для всех. У него две жены и предположу, что разговор Яджнявалкьи с Майтрейей - первый из описанных философских диалогов между мужчиной и женщиной. Ей трудно понять, что "не ради жены дорога жена, но ради атмана...", но она его радует своей пытливостью и желанием понять. ;)
Яджнявалкья - один из многих недооцененных восточных мыслителей на Западе. Осмысление его учения и концепций других философов Востока сможет обогатить западную культуру новыми идеями, а возможно и устранить очень тонкую, иногда только воображаемую грань, между восточной и западной мыслью.
--------------------------
Брихадараньяка-упанишада. / Пер., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина. — М.: Наука, 1964. — 240 с.
Scharfstein B.-A. A Comparative History of World Philosophy. From the Upanishads to Kant. State University of New York Press. 1998.
Jan Bremmer. The Early Greek Concept of the Soul. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1983.
Комментариев нет:
Отправить комментарий