В
период с XII по XIV века эзотерические системы в разных регионах Европы и Азии
обогатили свои мистические практики набором телесно-ориентированных техник.
Необходимо сказать, что «ищущие» люди постоянно экспериментировали с телом и до
этого времени, но именно в этот период появляются личности, которые
канонизируют и систематизируют накопленные телесно-ориентированные знания. Психосоматизация духовных практик становится
«ноу-хау» этого времени. С этого периода углубленная работа с телом становится
визитной карточкой эзотерики. Мы уже не
можем представить себе йогу без асан, пранаям и бандх. Суфизм мы не можем себе
представить без вращений и зикров, а исихазм – без психосоматической «умной
молитвы». Интересно то, что этот переход произошел практически одновременно в
разных традициях. Так, в йоге в период с XIII по XIV век появляются два текста –
Даттатреяйогашастра и Горакшасатака. В них представлены асаны (положение тела)
и различные «замки тела» (бандхи) и техники управления дыханием (пранаямы и
кумбхаки). Примерно в то же время на территории современной Турции, в г. Конья,
Руми создает орден Мевлеви, который привносит свое «ноу-хау» в Суфизм –
кружения и ритмичное дыхание, с помощью которого дервиш выходит из тела для
соединения с богом. Греки в лице Никифора Исихаста (Италия), Григория Паламы и
Григория Синаита (Греция, «святая гора Афон») описывают целый перечень
психосоматических техник, систематизируют практики исихастов и популяризируют
их как метод «отрезвления души». В это время (втор. пол. XIII в., Испания) каббалист Авраам
Абулафия разрабатывает сложную систему практик, в которой значимую роль играет
мистическая физиология – движения тела и контроль дыхания.
До
этого периода эзотерические учения не использовали практики, связанные с телом,
с такой точностью. Как правило, вектор внимания практикующих был направлен
вовне, к Богу. Тело человека играло незначительную роль в духовных поисках.
Более того, если физиология и затрагивалась, то больше как некоторая преграда
на пути к Богу. В течение долгого времени – за некоторыми исключениями – тело
всячески порабощалось, предавалось в жертву аскезе. Но именно в указанный
период появляется идея о вовлечении тела в процесс «обожения» [1]. От Индии и
до Испании, практически одновременно эзотерики начинают задействовать
дыхательные и телесные упражнения для получения мистических прозрений. В этот
период в мистической физиологии выделяются три составляющие:
1)
Рекомендованные положения тела. В исихазме это были «позы для молитвы».
Интересно, что до XIII
века считалось, что молитва должна осуществляться стоя, поэтому вводимые
Никифором, Григорием Синаитом новшества – молитвенная поза сидя – были весьма
радикальны. В йоге Горакшасатака (самый ранний текст, приписываемый линии
Горакшанатха – XIII-XIV вв.) представляет две канонические
асаны и три бандхи. Абулафия вводит три движения «Шин». Руми представляет
«сема» – динамическое упражнение, выполняемое стоя на левой ноге, при котором
дервиш вращается вокруг своей оси.
2) Управление дыханием. «Горакшасатака» знакомит
нас с четырьмя видами контроля дыхания: Сурья, Уджайи, Ситали и Бхастри
Кумбхаками. Исихасты дают менее подробные объяснения; тем не менее, они
сходятся на том, что дыхание должно замедляться, и дают указания о том, какую
часть Иисусовой молитвы необходимо произносить на вдохе, а какую – на выдохе.
Этот прием используют и «вращающиеся дервиши». Абрахам Абулафия вводит методику
«Полного дыхания» с задействованием живота, диафрагмы и ключиц с четким ритмом
– 18 подходов в минуту.
3)
Концентрация на определенных частях тела. Псевдо-Симеон говорит, что
практикующему необходимо упереться бородой в грудь и направить взгляд в
«середину чрева, то есть пуп» [2]. Он
же, Никифор и оба Григория также рекомендуют обратить свой ум к поиску
«сердечного места». Горакшасатака дает детализированное описание множества
мест, куда йогин должен направить свое внимание в ходе практики поднятия
Кундалини. Абулафи упоминает голову и сердце. Дервиши Мевлеви направляют свой
взгляд на левую руку, а ощущения концентрируют в зоне сердца.
Таким
образом, в данный период появляется новая, сложная система практик, основанная
на использовании тела как сложного инструмента для влияния на психику. Это
время стало значимым этапом для мировой эзотерики, так как:
1) Начиная с этого периода, благодаря
унифицированной системе телесных практик, большее количество практикующих
получило возможность, используя специфические физические упражнения,
соприкоснуться с Высшим;
2) До этого периода внутрипсихические процессы проходили внутри мистика и внешне
никак не выделяли его из массы. Физические упражнения (асаны, кружения,
нестандартные дыхательные техники) стали внешним атрибутом принадлежности к той
или иной традиции, а также давали обывателю представление, хотя и довольно
косвенное, о сути практики;
3)
Внешние физические упражнения стали символами идентификации мистических
сообществ. Это послужило формированию более «плотных» связей внутри общин и
массовой популяризации этих общин среди населения [3].
4)
Внешне понятные физические упражнения помогли эзотерическим системам скрыть и
замаскировать более сложные мистические практики, которые, как правило, не
афишировались;
5)
Физические упражнения сделали эзотерику более понятной большему количеству
людей, так как язык тела понятен больше,
чем устные наставления. С другой стороны, не все практикующие были
носителями «духовного потока», но через повторение физических упражнений за
теми, кто им обладал, имели больший шанс достижения мистических переживаний;
6) В этот период возрастает роль Наставника, не
всегда верховного учителя, для начинающих в мистических практиках;
7) Впервые мистические практики были
системно описаны в текстах и таким образом стали открыты большему количеству
людей.
Мы
можем говорить об этом периоде (12-14 века), как об «Осевом времени» телесности
в эзотерике (Achsenzeit), в котором зародились традиции в том виде, какими мы
их знаем сегодня.
___________________________________
[1]
– «Есть и блаженные страсти и такие общие действия души и тела, которые не
приковывают дух к плоти, а поднимают плоть к духовному достоинству, увлекая с
собой ввысь и ее. Какие эти действия? Духовные, идущие не от тела к уму, как мы
сказали выше, а переходящие от ума к телу, которое через эти энергии и страсти
преображается к лучшему и обоживается: как едина для тела и души божественность
вочеловечившегося Божия Слова, которая через посредство души обожила плоть и ею
совершались божественные дела, так у духовных мужей духовная благодать, перейдя
через посредство души на тело, дает ему тоже переживать божественные страсти и
благословенно сострадать божественно страдающей душе» [1, стр.80].
[2]
– данная практика применяется в современных школах йоги, в частности, в
традиции Шри Кришнамачарьи, у его сына Дешикачара.
[3] – В 2005 году ЮНЕСКО объявила
«сема» [вращения дервишей] шедевром устного и нематериального наследия
(www.unesco.org/culture/intangible-heritage/39eur_uk.htm)
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Палама Г. Триады в защиту
священно-безмолвствующих/ Св. Григорий Палама. – М.: Канон, 1995. – 380 с.: ил.
2. Сафронов А.Г. Психопрактики в мистических
традициях от архаики до современности (монография). – Харьков: ФЛП Коваленко
А.В., 2008. – 288 с.
3. Сафронов А.Г. Йога: физиология,
психосоматика, биоэнергетика. – Харьков: ФЛП Коваленко А.В., 2011. – 244 с.
4. Телесная молитва. Исихастский метод и его
нехристианские параллели. Каллист (Уэр Тимоти), митрополит Диоклийский – Режим
доступа http://www.bogoslov.ru/text/3013197.html.
5. Karen Armstrong. The History of God. The
4000-years Quest of Judaism, Christianity and Islam, N.Y.: Ballantine Books,
1993, К.–М.: "София", 2004.
6. «Методы и практики из Церуф, изложенные
Абрахамом Абулафией» – Режим доступа http://b-oto.org/?page_id=510
7. James Mallinson The Original
Goraksasataka. - В кн.: Yoga in Practice edited by David Gordon White, 2012.
This
paper in English:
Комментариев нет:
Отправить комментарий