К
статье – http://dharma-discourse.blogspot.com/2013/02/blog-post.html
Индийское
мышление с легкостью оперирует такими понятиями, как прана. Иное дело – Запад.
Обладая дурной привычкой верить и развитым научным и философским критицизмом,
он неизбежно оказывается перед дилеммой: либо попадает в ловушку веры и без
малейшего проблеска мысли заглатывает такие понятия, как прана, атман, чакры,
самадхи и т. п., либо его научный критицизм разом отбрасывает их как «чистейшую
мистику». Раскол западного ума с самого начала делает невозможным
сколько-нибудь адекватное использование возможностей йоги. Она становится либо
исключительно религиозным делом, либо чем-то вроде гимнастики, контроля за
дыханием, эуритмики и т. п. Мы не находим здесь и следа того единства этой
природной целостности, которые столь характерны для йоги. Индиец никогда не
забывает ни о теле, ни об уме, тогда как европеец всегда забывает то одно, то
другое. Благодаря этой забывчивости он завоевал сегодня весь мир. Не так с
индийцем: он помнит не только о собственной природе, но также о том, что он и
сам принадлежит природе. Европеец, наоборот, располагает наукой о природе и
удивительно мало знает о собственной сущности, о своей внутренней природе. Для
индийца знание метода, позволяющее ему контролировать высшую силу природы
внутри и вовне самого себя, представляется дарованным свыше благом. Для
европейца же подавление собственной природы, и без того искаженной,
добровольное превращение себя в некое подобие робота показалось бы чистейшим
адом…
Богатая
метафизическая и символическая мысль Востока выражает важнейшие части бессознательного,
уменьшая тем самым его потенциал. Когда йог говорит «прана», он имеет в виду
нечто много большее, чем просто дыхание. Слово «прана» нагружено для него всею
полнотой метафизики, он как бы сразу знает, что означает прана и в этом
отношении. Европеец его только имитирует, он заучивает идеи и не может выразить
с помощью индийских понятий свой субъективный опыт. Я более чем сомневаюсь в
том, что европеец станет выражать свой соответствующий опыт, даже если он
способен получить его посредством таких интуитивных понятий, как «прана»[1].
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Прана#cite_note-1
Комментариев нет:
Отправить комментарий