«Восток – дело тонкое», – утверждает герой знаменитого фильма. С этой фразой знаком каждый постсоветский человек, независимо от того, смотрел ли он кинокартину «Белое солнце пустыни» или нет. Концепт «Восток» в западном воображении составлен из множества подобных фрагментов. Содержание этого концепта во многом сформировалось усилиями самой же западной культуры.
Начиная с античных времен, Восток всегда противопоставлялся Западу. Образы, транслируемые путешественниками, миссионерами, торговцами, военными, исследователями и писателями, сыграли важную роль в насыщении западного представления о Востоке. Каждый, кто мысленно или фактически путешествовал в этом направлении, опирался на взгляды своих предшественников, дополняя или противопоставляя собственные воззрения более ранними свидетельствами и сложившимися стереотипами. «Оптика», через которую западный человек воспринимает народы и культуру Востока, сформировалась также не без участия пропаганды, распространяемой правящими элитами Запада.
«Восток» – настолько устойчивый концепт, что вне научной среды мало кто задается вопросом о его географических границах. Этот вопрос размыт в западном воображении. Пределы определяются топонимами, которые также организовались в концепты: «Ближний Восток» и «Дальний Восток». Однако как географическая, так и культурная дистанция между пределами этих областей огромна. Она включает в себя ареалы нескольких мировых религий
1
(христианство, ислам, буддизм), регионы древних цивилизаций (Китайская, Индская, Месопотамская, Хеттская, Финикийская), абсолютно разные климатические условия (песчаные и ледяные пустыни, колоссальные по высоте и масштабу горные массивы, речные низины, тропические леса и побережья океанов), тысячи языков и наречий. Однако западное воображение без труда включает все это многообразие в единый обобщенный концепт.
Такое видение Востока отражено и в научной среде. В постсоветских и западных вузах до сих пор существуют секции, отделения, институты востоковедения. Так, в Институте востоковедения Российской академии наук представлены подразделения, занимающиеся такими разными регионами, как Япония и Израиль, Индия и Австралия, Кавказ и Урало-Поволжье. В Киевском институте философии им. Г. С. Сковороды, в секторе истории восточной философии изучаются проблемы иудаистики, индийской философии, истории философской мысли Китая и исламских государств. В европейских вузах восточное направление также зачастую включает в себя регион от Босфора до Океании, что лишь иллюстрирует сложность и многообразие концепта «Восток». Представления о Востоке обширны, расплывчаты и носят неконкретный панорамный характер. Все земли восточнее Каира, Стамбула и Москвы в западном воображении воспринимаются как Восток.
Сложившееся обобщение, отражающее взгляд западного человека на все, что находится за пределами ареала его обитания, иллюстрирует его предвзятость к внешнему, лежащему за культурными границами понятного, привычного. Восток проявляет себя в сознании европейца как воображаемое мифическое животное, которому «дорисовываются» тени нереализованных,неосуществимых и неосознанных проекций Запада. Несмотря на постоянное влечение и интерес к познанию пространств за восточными границами Европы, история полна примеров искаженного восприятия и описания восточных регионов, их культуры, философии, религии, социополитической сферы.
2
Дихотомия «Восток – Запад» уходит корнями в древность, и, конечно же, представлена и в наши дни. Вопреки множеству опровергающих эти представления фактов можно выделить центральные признаки, которые составляют ядро концепта «Восток» как противоположность концепту «Запад». С одной стороны, последний выступает в качестве «материалистичного» полюса, тогда как Восток – в виде полюса «духовного». Восточное мироощущение характеризуется как холистичное, а западное – как индивидуализированное, личностное. Концепт «Восток» немыслим без такого содержания, как неразрывная связь философии и религии, семьи и личности; верховенство религии, централизованная иерархия власти; консерватизм и традиционализм.
Любой из приведенных признаков легко опровергнуть. Общеизвестно, что Европа также неоднократно переживала все перечисленное в различных своих регионах. Здесь можно вспомнить и средневековое верховенство церкви в политике, и служение философии того периода богословию, и кровавые режимы ХХ века, и множество диктаторов, религиозных фанатиков, и роль семьи в южных странах Европы. Подобным образом, признаки Востока можно с легкостью оспорить с помощью примеров наличествующих в нем строгих нерелигиозных философских систем (например, индийская Локаята, Ньяя), демократических современных держав (Израиль, Индия), прогрессивного развития стран Юго-Восточной Азии и многого другого.
Несмотря на эти нюансы, концепт «Восток» продолжает сохранять свое парадоксальное содержание в представлениях западного человека. Примеры его наполнения можно проследить начиная с античных времен. Так, в трагедии «Персы» Эсхила персы показаны как вкрадчивые и лукавые враги, взгляд на которых падает как бы сверху. Средневековые крестовые походы наделили восточных врагов образом «неверных», «иных», в то же время дополнив имеющийся концепт налетом духовности и тайны. В период между Средними веками и XVIII столетием образы Востока оживают в произведениях таких великих писателей, как Шекспир, Сервантес, Ариосто, Марло, Мильтон. Ряд
3
философов, включая представителей немецкого идеализма Шеллинга и Гегеля, обращались к Востоку по самым разным причинам и оказали немалое влияние на отношение к нему Запада. Благодаря взглядам Гегеля индийская и китайская философия остались вне научного мейнстрима, довольствуясь ролью несостоявшихся систем мысли. В отличие от Шеллинга, Гегель не владел ни китайским языком, ни санскритом, поэтому составлял свои суждения исходя из имеющихся на то время переводов различных текстов. И хотя многие из его выводов в наши дни можно с легкостью оспорить, все же важно признать, что Гегель уделял Востоку и осмыслению литературы этого региона большое внимание. М.Юлен замечает, что об Индии Гегелем написано столько же, сколько обо всем остальном Востоке: «Очень часто, говоря о Востоке вообще, он имеет в виду Индию». Хорошо известен своим обращением к упанишадам и буддийской философии А. Шопенгауэр, хотя этот мыслитель также был склонен идеализировать представления о Востоке. «Шопенгауэр, – писал Макс Мюллер, – был последним, кто писал о так называемой мистической и неартикулированной мысли по наитию, позволяя себе впадать в экстазы...». Как замечает В. Бибихин, Ф. Ницше также не избежал влияния гегелевских представлений о Востоке. Суждения этих выдающихся интеллектуалов XIX века существенно повлияли на восприятие Востока в западном воображении, которое в целом можно описать как недооцененное, преимущественно из-за малоизученности восточных текстов того времени.
На воображение западного человека существенно повлиял и «ориентализм» в том понимании, которое описывает в своей работе Э. Саид. В своей одноименной работе он подчеркивает отношение к Востоку, порожденное колониальной политикой: взгляд на восточные культуры как на малоорганизованные, хаотичные, дикие, статичные. Вслед за Саидом термин «ориентализм» (от лат. оrientalis – восточный) в академическом дискурсе приобрел значение «покровительственной» заботы западных империй о восточных «братьях меньших».
4
Романтическим наполнением образа Востока западное воображение обязано «Тайной доктрине» и другим продуктам творчества Е. П. Блаватской, деятельности Г.Олкотта, А.Бейли и других теософов. Их произведения рисовали Восток в целом и Индию в частности как место духовности, тайны и мистики. Картины Н. К. Рериха окрасили Гималаи и Тибет в сюрреалистичные цвета, притягивающие своей загадочностью и медитативностью.
Тенденции 1960-70-х гг. по-своему отразились на восприятии Востока. «Тропа хиппи», проложенная из Европы через Иран и Афганистан в Индию, Тибет и Китай, сделала Азию открытой для каждого желающего. Больше не требовалось полагаться на суждения других, – можно было видеть и познавать самостоятельно. Огромное количество описаний этого периода как бы заново «открывают» Восток. Его образ постепенно приобретает и реалистичные, иногда даже негативные черты. Так, двусмысленный опыт знаменитой группы The Beatles в ашраме Махариши в Индии, с одной стороны, возобновляет моду на восточную духовность на Западе, одновременно сексуально «очеловечивая» восприятие этого учителя. Образ Востока на Западе становится более реалистичным, хотя интеллектуальный уровень описания реалий при этом несколько снижается. Поскольку копилка «восточных образов» в этот период пополнялась из самых разных источников, не всегда академически образованных, то содержание этих воззрений вобрало в себя множество упрощенных осмыслений восточных взглядов через редуцированные психоаналитические, натуралистические взгляды и примитивный категориальный аппарат.
В наши дни интерес к Востоку постоянно возрастает. Многие восточные учения сегодня пользуются большой популярностью. Все более актуальным становится строгий научный подход к изучению восточных особенностей политики, экономики, религиоведения и, конечно же, философии. Существует острая необходимость в уточнении идеализированных и романтизированных взглядов прошлых эпох. В западных вузах открываются учебные программы и исследовательские центры востоковедческих направлений. Отмечается
5
стремительный рост интереса к изучению современных и древних восточных языков. Растет число последователей восточных учений, и среди них – количество желающих опираться в осмыслении традиций на академический дискурс.
Весь массив фактов указывает на то, что Восток необходим западному человеку. На протяжении всей своей истории представители Запада с интересом смотрели в восточном направлении в поиске возможностей осмыслить свое «западное» Я. Исследуя историю наполнения этого концепта, мы сможем не только яснее увидеть непосредственный образ Востока, но и глубже осмыслить трансформацию представлений западной культуры о себе самой.
Д. А. Данилов 06.11.2021 г.
Материалы канала @YogaDiscourse в Телеграм
Комментариев нет:
Отправить комментарий